Если произнести в кругу яхтсменов слово «Mirror», то большая их часть начнет вспоминать о прекрасном маленьком швертботе с таким названием.
Еще бы, ведь их в мире построено более 70 тысяч!
Трехметровый швертбот, получивший свое название в честь известной британской газеты Daily Mirror, стал одной из тех яхт, что сделали парусный спорт доступным для небогатых людей. Его еще часто называют Mirror dinghy, потому что популярное название стало тиражироваться при создании других проектов небольших яхт, в том числе и тех, которые по замыслу их производителей должны были стать следующим шагом для начинающих яхтсменов. Так в 1964 году появилась Mirror Offshore.
Проект этой стеклопластиковой яхты сделал Г. Ван де Штадт – известнейший яхтенный конструктор того времени, подчеркивая, что она предназначена для знакомства начинающих небогатых яхтсменов с более крупными лодками. Строили эти яхты на верфи Dell Quay Yachts.
На Mirror Offshore была каюта со спальными местами и камбузом, стационарный двигатель и даже прокачной (!) гальюн. И в этом не было бы ничего удивительного, если не брать в расчет ее размеры – она имела длину меньше шести метров! Нашим яхтсменам станет понятнее, отчего при описании «ништяков» английской яхты брала оторопь – достаточно вспомнить, как по-спартански была оборудована отечественная «Ассоль», мечта многих жителей СССР, имеющая практически такую же длину.
Принципы дизайна, примененные при проектировании Mirror Offshore, оказались весьма долговечны и с успехом использовались и в более поздних моделях небольших яхт. Во всяком случае, высокая объемная рубка никого не пугала.
Ориентируясь на прибрежные плавания в районах с сильными колебаниями уровня воды, яхту сделали с длинным килем, обеспечивающим небольшую осадку. Кроме того была модификация и с дополнительными скуловыми килями (Triple keel), что позволяло надежно вставать на осушке и было удобным при хранении на берегу. Руль крепился на транце.
Оригинальные лодки поставлялись с дизельным двигателем Volvo MD1 мощностью 7 л.с. Mirror Offshore все-таки правильнее позиционировать как моторный парусник – мачта у этой яхты небольшая и парусов она несет немного. Вооружение – топовый шлюп. Мачта стоит практически на миделе яхты. Грот и генуя практически одинаковой площади.
Все перечисленные особенности привели к тому, что небольшой и широкий парусник с большой смоченной поверхностью оказался медлительным, что, несомненно, не лучшим образом сказалось на популярности яхты. Но поставленная задача была решена – у начинающего яхтсмена появилась очень удобная и безопасная яхта. Mirror Offshore оказался хорошей школой для многих людей; о плаваниях, проведенных на борту этой маленькой яхты, у них остались самые теплые воспоминания.
Удивительно, но на этих яхтах были совершены очень интересные плавания, включая переходы из США на Гавайские острова и путешествия по всему Средиземному морю. Известен и факт пересечения на Mirror Offshore Атлантики.
Популярный блогер Дилан Винтер подолгу путешествовал на такой яхте вокруг Великобритании, ласково называя ее «слизняком».
В 1980 году на смену старому Mirror Offshore пришла ее более современная версия. Первую стали называть MK I, вторую – MK II (верфь Elizabethan Yachts). На новой яхте было уже 4 спальных места.
Внешне яхты похожи, но у MK I на боковой стенке рубки два иллюминатора, а у MK II один.
Наш опыт говорит, что на любую яхту находится свой покупатель. Mirror Offshore может привлечь внимание, как начинающего яхтсмена, так и человека не желающего расставаться с парусом из-за возраста, когда становится тяжело содержать более крупную яхту, да и трудно управляться с ней. Из-за маленькой осадки Mirror Offshore может привлечь внимание людей путешествующих на реках, озерах и водохранилищах. А простота ее перевозки будет немаловажным бонусом при выборе акватории плавания и поможет решить вопрос хранения яхты.
Mirror Offshore MK I
Длина корпуса, м – 5,75
Длина по КВЛ, м – 4,80
Ширина, м – 2,05
Осадка, м – 0,58
Водоизмещение, кг – 816
Балласт, кг – 172
Пл. парусов, кв.м – 11,33
Mirror Offshore MK II
Длина корпуса, м – 5,75
Длина по КВЛ, м – 4,80
Ширина, м – 2,05
Осадка, м – 0,58
Водоизмещение, кг – 771
Балласт, кг – 172
Пл. парусов, кв.м – 14,12