Для наших балтийских яхтсменов любой выход в Северное море приносит новый опыт в практической навигации и морской практике. Причиной тому приливы, с которыми отечественный моряк-любитель не сталкивается во внутренних морях отечества.

Выйдя из Балтики постоянно нужно учитывать регулярные и местами значительные колебания уровня воды, вызванные этим сильные течения, и даже саму форму волны, впрямую зависящую от направления ветра и движения потока воды.

Возле отмелых берегов, во время отлива, вода уходит, чуть ли не за горизонт, обнажая обширную литораль, которая на глазах превращается из дна морского в пустынный пляж, которому не видно конца-края. В таких местах нужно быть очень осмотрительным, выбирая место для продолжительной якорной стоянки, чтобы яхта не оказалась лежащей на боку при отливе.

Площади литорали в Северном море огромны. Между континентальным берегом Европы и цепочкой Фризских островов, там, где находится Германия и Нидерланды, лежит Ваттовое море – район, который литораль (осушка) занимает практически полностью. Большие осыхающие отмели есть у берегов Франции и Великобритании. Многие гавани старинных городов на побережье Северного моря и пролива Ла-Манш обнажают дно при отливе, если не оборудованы шлюзовыми воротами…

Все это привело к тому, что на местных судах прибрежного плавания, на малых судах, стали применять специальные конструкции для их эксплуатации в этих условиях. Плоскодонные корпуса, поднимающиеся шверцы и шверты, скуловые кили – все это с успехом позволяло оставаться на осушке, когда уходила вода. Для судов с глубоким килем придумали «морские ноги» – специальные подпорки, позволяющие им оставаться в положении на ровный киль при отливе на мелководье.

Гуляя по осушке во многих странах Северной Европы, я вдоволь насмотрелся на разные конструкции этих приспособлений. Они всегда мне были очень интересны. По-английски они называются beaching legs.

В принципе, это простое устройство. Но, как и любое другое, оно имеет свои особенности. Две подпорки находятся по обоим бортам, обычно в районе миделя яхты. Для этого на верхней части борта, фальшборте, вант-путенсах, делается специальный узел для крепления верхней части подпорки. Его конструкции самые разные. Часто это шарнир, мощный винт или болт, надежно соединяющий саму подпорку с корпусом яхты. Её длина соответствует глубине киля, подбираясь таким образом, чтобы низ фальшкиля и пятка опоры находились в одной плоскости. От нижней части подпорки, в нос и корму идут две оттяжки, препятствующие ее «складыванию» в продольном направлении. В верхней части часто делают еще один дополнительный упор для борта, обычно в районе ватерлинии, а на пятке закрепляют широкий «башмак» на случай стоянки на мягком грунте.

Вся эта конструкция при необходимости достаточно быстро монтируется, а места на борту яхты занимает не слишком много – часто встречаются подпорки из алюминиевых трубок, бывают и складные, телескопические конструкции. Нагрузка на «костыли» небольшая, весь вес яхты приходится на киль.

Обычно, яхта, стоящая на таких подпорках, опирается на грунт лишь в двух точках – самим килем и одной из опор, небольшой крен, возникающий при этом, не страшен.

Для того чтобы попасть на борт или спуститься, на «костылях» делают ступеньки. Они тоже могут выглядеть как угодно, лишь бы выполняли свою задачу.

С таким дополнительным оборудованием в значительной мере расширяется возможность выбора места для стоянки яхты при отливе. «Яхтенные костыли» помогут провести небольшой ремонт подводной части, валопровода, гребного винта, руля, почистить подводную часть корпуса. А прогулки по «дну» моря во время отлива подарят интересные наблюдения, незабываемые впечатления и удивительные открытия.

Сергей Афонин
специально для goodboats.ru