Известно, что многие яхтсмены, даже имеющие большую практику, боятся шхер. Морем для них спокойнее. Но море требует круглосуточных вахт, а значит квалифицированного экипажа. Финские шхеры — находка для семейных экипажей или яхтсменов-одиночек, предпочитающих днем идти под парусом, а ночью спать. Шхер не следует бояться, надо просто знать особенности плавания в них.

Среди островов
Яхтсмены Санкт-Петербурга давно любят шхеры Выборгского залива, Ладожского и Онежского озер. Многие горожане проводят там лето. Финские шхеры ничем не уступают родным шхерам по красоте, но куда обширнее и разнообразнее. Практически не выходя из шхерного района, можно добраться, скажем, от Выборга до Стокгольма, и плавание по такому маршруту оставит самые лучшие воспоминания.
Среди островов пролегают многочисленные фарватеры. Одни идут, сильно петляя, в непосредственной близости от материкового берега, и плавание там напоминает плавание по реке. Другие — много мористее, по опушке шхер, и там больше ветра. От открытого моря к берегу, к портам проложены более короткие подходные фарватеры. Именно по ним и следует забираться в шхеры с моря.

Огни и знаки
Однажды мой знакомый, пытавшийся зайти с открытой воды в шхеры, в ужасе повернул обратно в штормящее море. “Представляешь, – рассказывал он, – кругом камни и ни одной вехи!" Да, в шхерах обставлены только фарватеры – поставить веху у каждого камня просто нереально. Движение вне фарватеров возможно только при отличном знании местных условий, поэтому не стоит уходить в сторону. Большинство шхерных фарватеров оборудовано лишь для дневного плавания. Применяется как латеральная система обстановки навигационных опасностей, так и кардинальная.
Есть сложность определения направления фарватера при латеральной схеме обстановки. Скажем, на фарватере, ведущем с запада на восток вдоль берега, трудно определить, в какой стороне море, — оно с обеих сторон. Поэтому направление фарватера, а соответственно, его правая и левая стороны задаются искусственно, о чем сообщает условный знак на навигационной карте. Часто системы применяются совместно, что несколько усложняет навигацию, но постоянное решение обстановочных “головоломок" не угнетает, являясь хорошей тренировкой памяти и приложением знаний. Впрочем, клейкая “шпаргалка", продающаяся здесь во всех яхтенных магазинах, не будет в кокпите лишней.

Если фарватер проходит в непосредственной близости от приглубого мыса, то на нем выставляется знак-ориентир. Белая башенка у уреза воды свидетельствует о большой глубине рядом. Вехи и буи ярко окрашены, на большинстве из них стоят радиолокационные отражатели или светоотражающие покрытия. Здесь не возникает привычного в наших водах вопроса относительно цвета буя — красный он или сильно ржавый…
Главные фарватеры, по которым идут крупные суда и паромы, оборудованы для круглосуточного плавания; “дорогу" указывают огни, светящиеся буи и створы. Но не следует забывать, что для крупных судов эти пути чрезвычайно узки и их капитаны не могут уступать дорогу яхте, рискуя сотнями жизней на борту. Лучше выбрать более спокойный фарватер и идти по нему, приветствуя коллег-яхтсменов на встречных яхтах и катерах. Кроме того, следует обращать внимание на гарантированную глубину фарватера: есть обставленные фарватеры с глубиной всего 1,2 м.

Паромы и мосты
Шхеры – это многочисленные острова, разделенные проливами. Места, очень привлекательные для отдыха. В шхерах много населенных пунктов и дач. Здесь хорошо развита сеть автодорог, популярен велотуризм. Именно поэтому многие острова соединены между собой мостами и паромами. Планируя свой маршрут, обязательно смотрите на карте информацию о мостах на вашем пути: какова высота судоходного пролета, разводной мост или нет… Бывало, дорогу нам преграждал мост, рассчитанный только на проход катеров, и тогда приходилось разворачиваться.

Паромы здесь встречаются весьма часто. Они снуют от берега к берегу, перевозя людей, автомобили, автобусы. Обычно они ярко-желтого цвета, с тросами, тянущимися с носа и кормы. О приближении к зоне, в которой работает паром, предупреждает знак на берегу. Подходя к парому, нужно быть очень внимательным и следить за его готовностью отправиться в путь. Об этом свидетельствует шлагбаум у швартовной площадки. Если он поднят — паром принимает транспорт; если опущен, то он вот-вот пойдет к противоположному берегу. Паром может тронуться в путь, неся на своей палубе одного лишь велосипедиста. Нельзя проходить близко от движущегося парома, особенно на килевых яхтах — от него в обе стороны идет толстый металлический трос. Трос ложится на дно после швартовки парома.

Стоянки и марины
Шхеры изобилуют укромными бухтами и заливами. При любой, даже самой неблагоприятной погоде среди островов можно найти отличное укрытие для яхты.

Кроме того, в финских шхерах хорошо развита яхтенная инфраструктура, уютные гавани расположены не только в многочисленных городах на побережье, но и на многих островах, наиболее привлекательных с точки зрения туризма. Движение по шхерным фарватерам очень интенсивное, и вечером в гаванях зачастую не хватает стояночных мест. Яхты швартуются плотно, встают друг к другу лагом. Утром причалы заметно пустеют. И если у вас есть желание постоять в каком-то местечке подольше, лучше занимать стояночное место днем, когда есть возможность выбора. Цены на стоянках колеблются от 8 до 25 евро в сутки и зависят от благоустроенности гавани, но не от длины лодки.
Хороши “дикие" стоянки. Во многих местах возможна швартовка непосредственно к скалам. Поэтому рекомендую иметь в хозяйстве пару скальных штырей с рымами для швартовки.

Местные особенности
Плавание в шхерах имеет свою специфику. Это и ветер, ориентированный вдоль фарватера, и резкие сквозняки из отходящих в сторону узких проливов, и мгновенное изменение на 180° направления ветра, отраженного от высоких берегов. Здесь постоянно работаешь с парусами, выбирая и потравливая шкоты.
Движение очень интенсивное. Следует держаться своей стороны, как в автомобиле на дороге. Фарватер местами может быть так узок, что возникает сомнение в расхождении встречными курсами. Здесь приветствуется надежный мотор: если ветер дует навстречу, особо не полавируешь. Хотя есть любители…
Узкие проливы перемежаются обширными плесами, на которых при сильном ветре может случиться неприятная крутая волна.
Вокруг — скалистые, покрытые лесом острова. В лесу все, как у нас: грибы, ягоды. Великолепная рыбалка. На берегах много дач, но в основном это скромные, чистенькие домики. Не надо бояться гулять по берегу. Финское законодательство не знает запретов на передвижение даже в частных владениях. Другое дело — проявление такта: не следует назойливо злоупотреблять свободой, острова и хороши возможностью найти уединение.
Тем, кто любит готовить шашлык на свежем воздухе, следует помнить, что разведение открытого огня здесь запрещено. Но финны и сами большие любители жареного мяса, поэтому вокруг много оборудованных мест для его приготовления. В яхтенных гаванях они есть всегда и находятся в очень привлекательных местах. Кстати, возвращаясь из финских шхер в навигацию 2006 г., мы были поражены обилием лесных пожаров на российской территории. В Финляндии я о подобном не слышал.

Карты, лоции, атласы
Плавание в финских шхерах без хорошей коллекции навигационных карт практически невозможно. Причем, желательны карты масштаба не менее 1:50000. Именно такие карты составляют финские атласы, очень удобные в работе. Сброшюрованные карты, напечатанные на хорошей плотной бумаге, покрывают определенные районы побережья. Первый альбом с индексом “А" имеет коллекцию карт от Выборга до Хельсинки, следующий — от Хельсинки до Ханко и т.д. На оборотной стороне каждой карты — крупные планы наиболее удобных мест для якорной стоянки, укрытий, гаваней. Условные обозначения отмечают марины, места заправки топливом, магазины. Эти атласы, подкупающие своей яхтенной ориентацией, продаются в Финляндии во всех яхтенных и многих книжных магазинах по цене около 50 евро.

Эпилог
Финские шхеры стоят того, чтобы там путешествовать. Города на побережье словно соревнуются между собой, представляя интересные программы на выходные дни. Концерты на открытом воздухе, различные фестивали, празднества следуют один за другим. Многочисленные бухты манят остановиться, полазить по нагретым солнцем скалам, побродить по светлым сосновым лесам. Здесь хорошо и тем, кто желает отдохнуть от суеты, и тем, кто не мыслит отдыха без шумных мероприятий. Неслучайно в финские шхеры идут яхты со всей Европы – эти места очень привлекательны и интересны. И многие российские яхтсмены подтвердят мои слова.

статья напечатана в журнале “Капитан-клуб" №1 2007
Опубликована с любезного разрешения автора.