Собственно говоря, желание иметь свою собственную яхту сложилось давно, лет 30 назад, наверное. Тогда ходил на государственной, если так можно сказать, лодке. Гонялся за центральный яхт-клуб. Крутым мариманом себя никогда не считал и не считаю, хотя Онегу избороздили вдоль и поперек, Кубок Волги почти как домашние гонки считали. Дорос до кмс, а потом… Потом все надоело.

Нет, я и сейчас гоняюсь, но, как говорят иностранцы, just for fun, для развлечения только, без фанатизма. То ли стареть начал, то ли что другое, не знаю. В общем, надоело делить четвертак с другими, надеюсь они на меня за это не в обиде. И вот в 2002 году я купил свою первую личную лодку – полуживого «Нефрита» польской постройки. Лодка много лет простояла на берегу, и сохранился прилично только пластик корпуса. 3 года ушло на восстановление. Следующие 3 года я буквально упивался свободой. Не надо было ничего ни с кем согласовывать, предупреждать, делить выходные. Стрельнуло в одно место – поднял паруса и вперед! На мое счастье дочка прикипела к этой вредной привычке – яхтингу. Стали ходить вдвоем. Лодку заточил под одиночное плавание. Но «Нефрит» есть «Нефрит». Длиннее и шире его не сделать. Выше тоже. Видать, дело к пенсии шло. Появилась навязчивая мысль: мне надоело одевать штаны лежа, куртку стоя на коленках, а в гроб заползать ужом. Избаловался я, испортился вконец. Захотел комфорта заморского. Чтобы непромоканец одевать стоя!

Поиск лодки представлял собой мучительный процесс. Начал я с яхтенных журналов, затем переключился на Интернет. Информация в сети казалась мне более актуальной. Да и связываться по мэйлу дешевле намного выходило. Примерно год я сканировал европейские и средиземноморские сайты брокеров. Цены неприятно удивляли своей величиной. Да и работа не позволяла взять отпуск на пару-тройку месяцев, чтобы пригнать лодку домой. А это было непременным условием. С самого начала я рассматривал покупку лодки для ВВП. И стоять она должна в шаговой доступности. Замаялся на работе, вечерком вышел на час-другой, заземлился, негатив слил и готово дело. Для меня лодка должна быть доступной всегда, в любое время суток. Поэтому сразу встали ограничения по размерам. Длина до 9 – 9,5 м, осадка 1,5. И чтоб под мостами можно было ходить. И в одиночку. И осенью в холод. И летом в жару. И чтобы прогнаться можно было при желании. Про такие вещи, как гальюн, стационарный двигатель я уже и не говорю.

Оказалось, что там, где искал вначале, лодочки в основном побольше, зачастую после чартерных компаний. Изучение информации, доступной в сети, привело в Скандинавию, а точнее, в Швецию. Засел за прочтение форумов. И все больше убеждался в том, что искать лодку буду именно в Швеции. Доводов «за» много и я не буду их здесь приводить. Я ведь не рекламную статейку пишу. Шведский Блокет (типа из-рук-в-руки нашего) выдал массу информации. И тут я встал в тупик. Мне нужны глаза и уши в Швеции. А еще язык и знание местного рынка. Можно, конечно, было самому туда ехать, смотреть. Говорят, это даже лучше и интереснее. Говорят это совсем просто. Не знаю, не берусь судить. Может уже старый стал, тяжелый на подъем. Я люблю путешествовать на яхте, но на своей. И времени у меня не вагон. Денег, впрочем, тоже. Просматривая различные сайты, наткнулся на команду, которая якобы специализировалась на поиске и перегоне шведских яхт за приемлемые деньги. Решил попробовать. Написал, задал ряд конкретных вопросов. Получил конкретные ответы. Это обрадовало и насторожило одновременно. Знания о том, что в Интернете много мошенников всяких бывает, мешали принять решение. Постарался детальнее обрисовать свои желания и возможности. В ответ получил пару ссылок на шведский сайт с подробными техническими данными и кратким (а иногда и не очень кратким) описанием практически всех лодок, когда либо появлявшихся в Швеции и не только. Снова засел за Блокет и присланный сайт. И через пару месяцев раздумий выбрал для себя пару вариантов. Весь этот процесс сопровождался регулярной перепиской, пересылкой фотографий, своих впечатлений и опыта других людей. Предстояло сделать окончательный выбор. По мэйлу его не сделать. Списались, созвонились, встретились. Так я впервые познакомился с людьми, с которыми теперь не хочу терять связи. Посидели, поговорили. О яхтах вообще, о моих желаниях и возможностях, о путях оптимизации цены, о таможне и пограничниках. До этой встречи мне много раз твердили – не связывайся с перегонщиками, они обманут, пригонят рухлядь, а деньги возьмут большие. Сейчас могу точно сказать – нет, не большие. Ну да ладно, продолжу. После этой встречи я решил довериться людям. Я должен выбрать пару-тройку вариантов, желательно в одном регионе. Человек выбранные лодки смотрит и дает свой отчет об увиденном. Своеобразный сюрвей получается. После чего я должен выбрать то, что буду покупать. Выбранную лодку пригонят в Санкт-Петербург, где я ее и заберу. Меня такая схема устраивала, и я вновь засел за изучение информации. Наконец, выбор был сделан.

Макси Феникс в финских шхерах

«Макси Феникс» 1983 года. Не буду описывать лодку, все данные есть на сайтах. Пришла пора расставаться с деньгами для аванса. Страшно было? Да. Все время мысли в голове крутились – вот пригонят развалюху какую… Ребята прислали отчет – прекрасный корпус, в хорошем состоянии двигатель, описали комплектацию. А тут кризис, блин. Ждать, когда подешевеет или сразу брать пока есть такая лодка? Берем сразу! Все. Уф, можно передохнуть. До весны почти полгода. Курс скачет и чаще вверх. Что в душе у меня творилось – описать невозможно. Близился май, пружина внутри меня закручивалась все сильнее. Готов был уже в Швецию ехать на перегон, чтобы лодку увидеть поскорее. Не отпустили с работы. И вот первые известия – дата, когда поедут за яхтой. Еще несколько дней как на иголках. Лодка в Питере, идет растаможка и прочие бюрократические формальности. Хватаю перечень заранее заготовленных вопросов и пунктов осмотра, фонарик, фотоаппарат, беру билеты на поезд.

Встретили меня на вокзале, поехали в яхт-клуб. По пути рассказывают про перегон, про погоду, свои впечатления от лодки. Пытаюсь внимательно слушать, а сам мыслями уже на лодке. И вот мы наконец поднимаемся на борт. Мои провожатые в двух словах объясняют что и как и деликатно оставляют нас с лодкой наедине. Молодцы, знают, что лучше сейчас не мешать знакомству.

Первые впечатления меня даже несколько шокировали. Лодка, как я уже говорил, 1983 года рождения. А на вид ей лет 10, не больше. Вроде и не ходили на ней совсем. Ползаю по палубе, свешиваюсь за борт. Нигде нет следов ремонта, трещин. Пластик в прекрасном состоянии. Все палубное оборудование работает, ничего не болтается. Спускаюсь внутрь. Высота в каюте 1,8 м, но меня сейчас не это интересует. Прошелся по лодке от носа к корме. Поднял все диваны, пайолы, даже отвинтил те, которые были привинчены. Внутри корпус буквально поразил своей мощностью, что-ли. Весь пластик целый, практически нет трещин. Ничего не доформовывалось, не подклеивалось. Очень чисто, нет даже следов плесени или неприятного запаха. Открываю капот двигателя. Вот это да! Дизель как на ладони. Его можно даже перебрать, не вынимая из лодки. Как на верстаке стоит. Немножко масло подтекает, решил, что виноваты сальники. Потом, уже дома, во время смены масляного фильтра, обнаружил, что фильтр был завернут очень слабо. Видимо, из-под фильтра натекло. Сальники не виноваты. А вот подушки-амортизаторы оказались убитыми вконец.

Переместил свое внимание на электрику. Включил холодильник – работает. Проверил свет, приборы. Все исправно. Ближе к вечеру дождался человека, который перегонял лодку из Швеции. Он рассказал мне свои впечатления по перегону. Вооружились и вышли в залив пройтись. Ветерок до 5 м/с. Грот и большая Генуя. Лодка идет великолепно. Рулить одно удовольствие. Уже потом, по пути домой, в Ладоге и Онеге прекрасная управляемость подтвердилась при ветре до 14-16 м/с и двухметровой волне. Палуба почти все время была сухой. Закончили прогулку, вернулись в яхт-клуб. Сегодня ночую в лодке, завтра уезжаю домой. Вечерний повторный осмотр и заполнение заранее приготовленного вопросника подтверждают правильность выбора. Ночью несколько раз просыпался, бесцельно бродил по лодке. В голову лезли всякие мысли, а не забыл ли я что-то еще посмотреть. Утром, как договаривались, приехали ребята. Мы быстро закончили необходимые формальности, обговорили примерную дату перегона и то, что должно быть с их стороны сделано к этому времени (из документов). Примерно недели через три мы уже вдвоем с напарником приехали на перегон. Закончили оставшиеся бумажные формальности, и вот я уже полноправный владелец плавсредства. Судовой билет и все такое. Новые знакомые помогли с краном, чтобы снять мачту. Пришлось, правда, из-за этого на лишнюю ночь задержаться, но об этом как-то не жалели. С утра пораньше пришел кран. Сняли мачту и отправились в путь. О самом перегоне можно почитать на форуме КиЯ.

Сезон 2010

Закончился у меня сезон на лодке, неделю назад поднял на берег. Стоит, родимая, под чехлом, ждет следующей навигации. Сезон провел весьма активно, хотя и без далеких походов. По традиции двухнедельный поход по Волге с дочкой, а потом ПВД (поход выходного дня), зато много и в разных условиях. Погонялся. Подтвердилось мнение, что лодка хорошо идет на всех курсах. В слабый ветер вообще без вопросов, только открывашки от нас убегали да навороченные регатники. С остальными на равных. При усилении ветра до 8-10 м/с нужно брать ряд рифов и менять геную на автомат. Лодка идет с минимальным креном и скорость после уменьшения парусности 
возрастает больше чем на узел! Максимум, что было в этом сезоне – это 18 м/с часа на 4. Была гонка, шли с одним рядом рифов и с автоматом, правда на борту, рачком-с. Поскольку был правый галс, почти вся вода из бака с правого борта утекла в мойку на левом борту. Вот такой урок! Убедился в возможности ночевки на лодке 11 (одиннадцати) человек по трезвой! 

Правда, двое спали в кокпите (ставили тент). Еще раз спасибо за лодку – с корпусом ВООБЩЕ нет никаких работ, кроме полировки да окраски необрастайкой. Отопитель кушает 4 л керосина в сутки (было дело 2 суток подряд грелись). Работает превосходно и на стоянке и на ходу. Пошил спинакер. 

Сергей Востряков