Идея перехода с глиссирующей лодки на водоизмещающую возникла у меня давно, но она имела несколько умозрительный характер. На практике я имел дело только с глиссирующими лодками ПВХ и небольшим РИБом из алюминиевого сплава. Но каждая из этих лодок оснащались нехарактерным для маленьких разборных судов оборудованием: ходовые и стояночные огни, радиооборудование, навигация. На РИБе появилось дистанционное управление, электрозапуск мотора, комбинированный ходовой и стояночный тент. Но во всех этих лодках было тесно, обитаемость была никакая. И все время не хватало мощности подвесного мотора, чтобы раскрыть весь скоростной потенциал судна. А главное, все время хотелось большего: каюта, камбуз. В общем, все то, что дает возможность на лодке жить, а не просто кататься.

Но все это казалось далекой мечтой… Спусковым триггером, подтолкнувшим меня в сторону водоизмещающего судна, стала поездка в Калининград в октябре. В первый же день своего пребывания там я был приглашен на яхту своего одноклассника. Путь от марины Пальмбург до выхода в Залив занял около полутора часов по Преголе, протекающей через центр города, и морскому каналу.

Этот путь мы прошли под мерный рокот судового дизеля со скоростью 4-5 узлов. Впрочем, выйдя в Залив и поставив паруса, совсем потеряли ход. Ветра не было. Вообще никакого. Полный штиль. Я никогда не видел такого на Балтике. Паруса обвисли и мы вынужденно продолжили наш путь под дизелем. В Заливе встретили множество яхт и моторных судов. Одно из них принадлежало другому моему однокласснику, встреча с которым стала для меня сюрпризом. Как и его стальной водоизмещающий катер голландской постройки. Катер вызвал у меня неподдельный интерес, я внимательно осмотрел его внутреннее устройство.

Штиль не позволил провести запланированную гонку яхт, но зато позволил причалить, примерно десятку корпусов друг к другу. Дальше было дружеское общение с капитанами и экипажами лодок из марины Хайдекруг в поселке Взморье на берегу Морского канала. Закончился день полуторачасовым обратным переходом в марину Пальмбург. Я крепко задумался, благо у меня было время на размышления, пока мы шли по Каналу и Преголе мимо Торгового и Рыбного портов, судостроительного завода «Янтарь», под двухярусным мостом, мимо Собора и Рыбной деревни… И начал обдумывать приобретение водоизмещающего судна.

Мониторинг интернет-ресурсов, посвященных продажам подержанных голландских катеров типа Cascaruda, Pedro (интересно, почему у голландских лодок испанские имена?) дал некоторое представление о конструкции, компоновке, функциональным возможностям стальных катеров для плавания по рекам, каналам и озерам, так называемых голландских канальных круизеров.

Постепенно начало складываться понимание того, что мы собственно, хотим: водоизмещающее судно, длиной от 7 метров с двумя каютами, рубкой с постом управления, камбузом и гальюном. Дизельный двигатель с удельным расходом топлива 2-4 л/ч.

Подобным требованиям удовлетворяют множество лодок в разных странах. Первоначально мы рассматривали, в первую очередь, суда голландской постройки. И вот в начале ноября нашли объявление о продаже подобного катера в Осташкове. Решение ехать и осмотреть судно возникло спонтанно, буквально за обедом. И уже через полчаса мы ехали в сторону Осташкова, предварительно заказав гостиницу через Booking.com. На следующее утро мы были в деревне на берегу Селигера, где и осматривали типичный стальной голландский катер, но построенный в Словении.

Катер оказался отлично оснащенным, в неплохом состоянии. Но были и проблемы, которые привели к отказу от него. В первую очередь, это необходимость перекраски корпуса, особенно подводной части. Для этого надо было провести пескоструйную обработку. Если перекрашивать весь корпус, то пришлось бы снимать все остекление иллюминаторов с последующей их установкой. Кроме того, все внутреннее оборудование (бойлер, гальюн, отопитель) было демонтировано и много лет не эксплуатировалось, состояние его неизвестно. В общем, мы сочли, что требуемый объём ремонта слишком велик. Кроме того, не было второй каюты, а в её необходимости мы воочию убедились, осмотрев катер. Кстати, в целом, он нам понравился. Более того, после осмотра мы укрепились в своем желании обзавестись подобным судном.

На следующем этапе наши поиски были направлены на стеклопластиковые корпуса. По совету друзей начали изучать рынок водоизмещающих катеров и мотосейлоров Швеции и Норвегии. Почему именно там? Морской яхтинг очень развит в Швеции. Там существует большой спрос (а значит и предложение) на мореходные и достаточно комфортные маломерные прогулочные суда. Как следствие — наличие высокой культуры проектирования и производства морских яхт и катеров.

В общем, после изучения сайтов, посвященных продажам подержанных скандинавских лодок, наш взгляд зацепился за легенду шведского маломерного флота — стеклопластиковый водоизмещающий катер Albin 25. Он полностью отвечал тем требованиям к судну, которые мы для себя сформулировали: длина 7.62 м, дизельный двигатель 11…27 л.с. (оригинальный 2-цилиндровый дизель AD-21 развивает мощность 11 л.с., расход топлива на крейсерском режиме 1.4 … 2.0 л/ч), две каюты. Стандартное оборудование: камбуз с подачей забортной и чистой воды, газовая или спиртовая плита, автономный отопитель и прокачной гальюн, часто заменяемый на биотуалет. Полурубка имеет тентовый люк в крыше, открытый кокпит тоже закрывается тентом. В корме набольшая каюта, где можно разместить на ночлег двоих гостей. Стоять в ней нельзя, можно только сидеть или лежать. В обоих каютах светло, благодаря трем широким иллюминаторам.

В общем, катер нас заинтересовал, начали искать объявления о продаже. И почти сразу нашли предложение в Петербурге. Звонок по указанному телефону сначала разочаровал: катер оказался проданным. Но сразу прозвучало предложение подобрать и привезти из Швеции другой такой же катер. Так я познакомился с Максимом и Игорем, владельцами сайта www.goodboats.ru. В общем, началась эпопея по поиску, подбору и покупке прогулочного судна в Швеции. А пока начали собирать подробную информацию о катерах Albin 25. Оказалось, что в Швеции это судно пользуется большой популярностью, несмотря на свой почтенный возраст (они выпускались в 70-х годах). Очень много видеороликов выставлены в Youtube, снятых с большой любовью.

Начались попытки установления контактов с продавцами. В общем, это оказалось не быстро и не просто. Шведы неохотно продают лодки за границу. Если есть два покупателя, один местный, второй иностранец, то у шведа будет неоспоримое преимущество. И дело не в том, что шведы иностранцев не любят. Просто продажа судна за границу это всегда дополнительные хлопоты, которых нет при продаже внутри страны: выяснение, принимает ли банк платежи из-за границы, объяснение банку, откуда взялся покупатель, не занимается ли он отмывом денег и т.д..

Я это понял на двух попытках купить лодку. Помимо Albin 25 рассматривали еще и мотосейлор Winga 25. Эта лодка имеет очень похожую на Albin 25 компоновку и основные размерения. Ширина чуть больше, на 0.15 м. В общем, один Albin и одна Winga от меня уплыли. Досадно, особенно если учесть, что оба судна были очень хорошо укомплектованы. А на Albin стоял еще и довольно свежий двигатель 1993 года. Был проведен детальный осмотр судна с выездом представителей команды, занимающейся подбором и перевозом яхт, на место стоянки катера на воде. С этого осмотра у меня остался детальный фотоотчет. Мы были готовы купить этот катер. Но не получилось. Продавец неделю не говорил ни да, ни нет. В конце концов он перестал отвечать на запросы, а потом сообщил, что судно продано. Местный покупатель перехватил. Это было в конце ноября.

С самого начала моих поисков я зарегистрировался на сайте по продажам в Швеции и регулярно мониторил объявления о продаже лодок, сделав список из интересовавших меня предложений. Это были небольшие водоизмещающие суда с длиной корпуса 7-8 метров. Список таял по мере снятия с продажи проданных судов. Осталась одна Winga и один Albin и еще несколько более крупных лодок (более высокой ценовой категории), которые почему-то долго не продавались. Стало понятно, что с началом зимы активность продаж спадает.

В общем, все усилия направили на Winga 25, владелец которой, в отличии от владельца Albin, оперативно ответил на запрос, прислал дополнительные фотографии лодки. В комплекте с лодкой предложен и трейлер для перемещения судна по порту. Двигатель Volvo Penta MD11c. На наш выбор пользу этой модели лодки повлияло приглашение посетить Петербург, где в яхт-клубе стоит такая же лодка, которую наши помощники летом приобрели под восстановление для себя. Мы решили не упускать такую возможность. Да и познакомиться лично с теми, кто помогает нам в этом малознакомом для нас деле, было полезно. В общем, в ближайшую субботу махнули в Питер одним днем: утренним Сапсаном туда, вечерним обратно.

В итоге удалось вживую посмотреть мотосейлор Winga 25 в яхт- клубе на Крестовском острове. Дальше, за чашкой чая обсудили с Максимом и Игорем дальнейшие действия. Там, в Питере я окончательно решил, что покупать будем именно Winga. Хотя, первое впечатление от судна было неоднозначным. Визуально оно оказалось меньше, чем выглядело на фотографиях. Особенно маленькой оказалась кормовая каюта. Но походив по кокпиту, посидев в носовой и кормовой каютах, на рабочем месте поста управления, я вдруг почувствовал, что это именно мой размер. Это та лодка, которую я искал. Решение было принято. Итак, Winga 25, длина 7.5 м, ширина 2.8 м, водоизмещение 2.3 тонны, осадка 0.9 м. Две каюты (4 закрытых спальных места), камбуз и умывальник в рубке. Гальюн в выгородке носовой каюты. Рубка оснащена тремя большими иллюминаторами, открывающими отличный обзор вперед. Еще два больших иллюминатора по бортам. Стекла иллюминаторов плоские в алюминиевых рамах. Каюты так же имеют широкие иллюминаторы в бортах.

Провели видеоосмотр судна в Швеции, показавший хорошее состояние корпуса и интерьера. После некоторых раздумий продавец согласился продать лодку нам. На следующий день я получил по электронной почте договор купли-продажи и платежные реквизиты продавца. Договор был подписан обеими сторонами, мной внесена предоплата. Сейчас ждем оформления разрешений на перевозку негабаритного груза по дорогам России и выстраивания логистической схемы доставки судна. На календаре середина декабря.

Ближе к концу декабря перевел продавцу основную сумму стоимости лодки. Перевод относительно крупной суммы со счета в российском банке получателю в банке иностранном тоже та еще история. Это передача кролика в одном мешке с лисой. Никогда не знаешь, какая часть кролика дойдет до получателя. Похоже, что продавца-шведа эта ситуация напрягла. Дважды сумма, поступившая на его счет, была меньше ожидаемой. И только третьим платежом, сделанным с небольшим запасом, удалось сформировать полную стоимость лодки на счете продавца. Он сразу повеселел и ответил письмом с добрыми, приятными пожеланиями. До этого молчал. В общем, это тоже преодолели. Не дожидаясь вероятного отключения от SWIFT. Но вообще, шутки шутками, но политические новости не радуют. Очень не хочется, чтобы какие-нибудь санкции или пандемические ограничения не закрыли границы. Ждем разрешения на перевозку…

Наступил Новый год. Лодка по-прежнему стоит в Швеции. Разрешения на перевозку по РФ нет. Решили вывозить её в два этапа: сначала по имеющемуся разрешению на перевозку до Кронштадта перевезти судно из Швеции в Россию на таможню в Кронштадте, выполнить таможенные процедуры. Если к моменту завершения растаможки разрешения на перевозку не будет, переместим судно в яхт-клуб в Кронштадте, там будем ждать.

На случай, если не удастся вывезти тележку, заказал изготовление кильблока. Изготовитель обещает к моменту прибытия лодки в яхт-клуб доставить его и собрать. Согласование конструкции кильблока с яхт-клубом тоже заняло некоторое время, так как в клубе трепетно относятся к прочности и надежности конструкции. Что ж, это правильно.

Кильблок изготовлен с учетом пожеланий, высказанных яхт-клубом. На работу потребовалось около недели. Весь весь кильблок получился универсальным, разборным, легко перевозимый в легковом автомобиле со сложенными сиденьями, при необходимости. Да и в кокпит катера поместится, при необходимости, например, при перегоне судна к новому месту стоянки.

Из-за задержки с получением разрешения на перевозку негабарита по дорогам РФ, пришлось перевозить судно в два этапа. Погрузка в Ферьестаден прошла теплым январским днем, на фоне зеленеющей травы. Вот такая вот зима на юго-востоке Швеции, на острове Олланд.

Оттуда автопоезд отправился из Швеции в Финляндию в сторону границы между Финляндией и Россией. В первой половине января лодка прибыла в заснеженную Россию. Прошла границу и разгружена на таможенном терминале в Кронштадте.

После прохождения границы транспортная компания перевезла судно на таможенный терминал в Кронштадте, где судно выгрузили на таможенный склад временного хранения. На прохождение таможни потребовалась одна неделя. Пришлось заплатить таможенное обеспечение (депозит) на случай повышения таможенной стоимости по заключению эксперта. Все таможенные процедуры проводили через таможенного брокера, с которым был заключен соответствующий договор на оформление и подачу таможенной декларации. Мне самому не пришлось ехать в Петербург и заниматься оформлением.

После оплаты таможенных счетов (20 января), на следующий день судно было выпущено таможней. Решили после завершения таможенных процедур лодку поставить на охраняемую автостоянку, где она и будет ждать получения разрешения на перевозку из Кронштадта в Долгопрудный. Везти её в яхт-клуб через весь остров Котлин не решились. При возможной остановке и проверке ГИБДД можно нарваться на большой штраф за перевоз негабаритного груза без оформления разрешения на перевозку (а его до сих пор нет). Пока наша Winga стоит в Кронштадте, решили поставить её на учет в ГИМС и получить судовой билет там же, в Кронштадте. Это для того, чтобы не терять время. До начала навигации его осталось не так уж и много.

В общем, я оформил доверенность на Максима и Игоря, которую переслал им в Питер. Через несколько дней был получен судовой билет на моторное судно. Теперь можно заказывать наклейки с номерами и названием судна. Наклейки заказал там же, где раньше делал номера на мои предыдущие лодки, Badger FLA360 и Gladiator RIB 380LT «Странник». Новое судно решили назвать «Лунная Радуга» по имени рейдера из одноименного романа Сергея Павлова.

Пока суд да дело, обдумывал дооснащение, минимально необходимое для начала первой навигации. В первую очередь надо восстановить водоснабжение: установить танк для воды, устроить заправочную горловину, вывести трубу в камбузный блок. Последний тоже надо обустроить, установить раковину, кран, слив за борт. Установить и подключить электрический насос для подачи воды.

Вчера, 17 февраля пришла весть: разрешение получено, в воскресеньевозможно начало перевозки судна из Кронштадта в Долгопрудный…

И вот свершилось: вчера, 21 февраля автомобиль-яхтовоз прибыл в яхт- клуб:

Началась разгрузка и установка в кильблок.

Эпопея с поиском, покупкой и перевозом в Подмосковье водоизмещающего катера Winga 25 завершилась. Спасибо всем, кто все это время помогал в поисках, проводил осмотр, оформление документов, организовывал международную перевозку, прохождение таможни, перевозку по России.

А мне теперь предстоит близкое знакомство с судном, подготовка его к навигации, оснащение и спуск на воду. Так что, продолжение следует…

Андрей Коваленко