“Contessa" – кто не слышал историй об этой удивительной яхте? В своей статье я хочу поподробнее рассказать о ней, тем более, что путешествуя по русскоязычному интернету, натолкнулся на ошибочное представление некоторых яхтсменов, что это яхта одного класса. Но славу имени “Contessa" принесли две яхты совершенно не похожие друг на друга по конструкции: “Contessa 26" и “Contessa 32"…

“Contessa 26"

В середине шестидесятых годов XX века молодой конструктор Дэвид Садлер, по заказу верфи Джереми Рогерса, разработал стеклопластиковую версию популярного “Фолькбота". У яхты, при аналогичных размерениях и обводах корпуса, была чуть большая высота борта, обшивка вгладь и более длинная и высокая рубка.

Одной из отличительных черт этих яхт была и такая, казалось бы, незначительная деталь, как отсутствие скользящего люка на рубке. Над входом был отформован высокий козырек, что, несомненно, было необходимо и правильно для плавания в суровых условиях, но не очень удобно в повседневной жизни. Высота от сланей каюты под этим козырьком составляла 5′ 8". Для удобства выхода кормовая переборка каюты была сделана с сильным наклоном вперед. “Contessa 26" оснащалась стационарным двигателем небольшой мощности, вначале это был «Petter» мощностью 6.6 л.с., а позже 7-сильный «Faryman».
Презентация яхты “Contessa 26" состоялась 28 апреля 1966 года. Яхта очень быстро сделала себе имя в местных соревнованиях.

Потенциал этой небольшой мореходной яхты был столь велик, что ее стали заявлять в самых серьезных океанских гонках и результаты не могли не радовать ее владельцев. Кроме того, многим стало ясно, что эта яхта может нести своих владельцев туда, куда им просто хочется идти. Несколько трансокеанских рейсов и кругосветных плаваний, совершенных на “Contessa 26", окончательно зарекомендовали ее как маленький, но исключительно надежный крейсер. Эта слава крепка и поныне. Не богатые люди, живущие мечтой о дальних плаваниях, часто останавливают свой выбор на яхте “Contessa 26". На яхте этого типа под названием “Bica" в мае 2005 года в кругосветное плавание отправилась пара норвежцев. Я с интересом слежу за этим плаванием – его участники весьма ограничены в финансовых средствах и плавание проходит в экономичном режиме.

В 1969 году оснастка для производства этих яхт была отправлена в Канаду. Верфь J.J. Taylor and SonsLtd в Торонто начала выпуск канадских “Contess". С 60-х годов здесь уже выпускали стеклопластиковые суда, и яхты с обводами “Фолькбота" (“Whitby 26 Folkboat" и “Alberg 30") пользовались популярностью. Всего в Англии было построено 350 яхт “Contessa 26".
В 1979 году Тейлор модернизировал палубную секцию яхты. Улучшилось освещение каюты и ее вентиляция. Юридические споры с преемниками английской верфи Джереми Рогерса в 80-х годах вынудили канадского судостроителя дать яхте новое имя. Так появился “Taylor 26", но это название никого не вводило в заблуждение — это была все та же канадская “Contessa". Одним из самых известных «Тейлоров» стала яхта «Varuna», на которой в середине 80-х годов совершила кругосветное плавание Таня Эйби – самая молодая женщина яхтсмен-одиночка.

В Канаде к 1990 году было построено около 400 яхт этого типа.
Contessa/Taylor 26 – любима как европейскими, так и американскими яхтсменами. Первая ассоциация яхт с именем “Contessa" появилась благодаря желанию владельцев 26-х. Длительное производство и славные плавания сделали эту замечательную лодку очень популярной. Моряки ценят ее за отличную управляемость, мореходные качества и великолепное исполнение.

“Contessa 32"

Впервые эта яхта была представлена на лондонском “Бот-шоу" в 1971 году. Два корпуса были построены осенью 1970 г. Одна из яхт принадлежала Дэвиду Садлеру, а другая Джереми Рогерсу – англичанам, создавшим яхту “Сontessa 26".
Новые яхты собрали большинство кубков и наград в регатах сезона, причем одна из них с блеском выиграла “Неделю Кауса".

Производство “32"-х было быстро налажено и яхты строили продолжая производство “26"-х. Поначалу выпускали не более одной яхты в месяц. Этого было явно мало, очередь заказчиков была расписана на два года вперед. Срочно пришлось расширять верфь, и уже в первые десять лет с начала производства, было выпущено более пятисот яхт “Contessa 32".
“Contessa 32" родилась как младшая сестра популярнейшей 26-ой. Многие клиенты Рогерса спрашивали, когда он соберется запустить более крупную версию столь удачной яхты. Вместе с Садлером он активно исследовал эту возможность. Было ясно, что простое увеличение размеров не приведет к желаемому результату. В это время изменялись гоночные правила, и от старых правил RORC переходили к другим — IOR. Новые правила обмера поощряли совершенно другой тип яхты, яхты с плавниковым килем и рулем за скегом. Кроме того, обоим, конструктору и судостроителю, очень важным казалось сохранение на должной высоте чисто крейсерских качеств – удобного кокпита с высокими комингсами, комфортабельных помещений, емких рундуков и глубоких трюмов. Долгие вечера они колдовали над устройством кают, тщательно обдумывая расположение спальных мест и диванов, ширину проходов и высоту в рубке, площади столов и объемы шкафчиков; тщательно увязывая все это с эргономикой. Немного было в то время яхт, которые проектировались столь же любовно. Может быть, благодаря этой любви и родилась столь успешная яхта, породившая множество легенд и не теряющая своей популярности даже в сегодняшние дни.
Печально известная Фаснетская гонка 1979 года окончательно показала высочайшие качества яхт типа “Contessa 32" – мало того,что они «выжили» во время страшного шторма, но и именно “Contessa 32" была единственной финишировавшей яхтой в V группе! Комиссия, разбирая причины аварий, конструкцию яхт и тактику штормования экипажей, особо отметила, что положительная остойчивость у яхты “Contessa 32" сохраняется до крена 156°, а у полутонника постройки 1976 года только до 117°.


Несмотря на многие черты «формульной яхты», “Contessa 32" сильно отличается от более поздних IOR-овских яхт, где погоня за низким гоночным баллом велась уже без оглядки на ходовые и мореходные качества. “Contessa 32" настоящая. Ее любят, ею гордятся. Мне довелось стоять в порту Санта-Круз на Тенерифе, когда туда пришли две Контессы из Великобритании. Через месяц они ушли в океан. На каждой яхте было по одному человеку – на одной отец, на другой сын. На сегодняшний день тот мальчик – самый молодой яхтсмен-одиночка пересекший Атлантику.
Позже появились Контессы с номером 35, 43, 49… Но когда в разговоре произносится: “Contessa", скорее всего речь идет о 26 или 32 Контессе.

Статья опубликована в журнале “Капитан-клуб"
Статья опубликована на сайте goodboats.ru с разрешения автора.