Даже когда эта яхта существовала только на картинках в брошюре, а первые корпуса еще только строились, на нее уже было сделано несколько десятков заказов. Редкая смелость покупателей на этот раз, похоже, окупилась, поскольку лодка оказалась очень удачной. Тест-драйв журнала VENE 8/1981 Сильный рывок компании PR-Marin на рынке парусных яхт все еще набирает обороты после первоначального бума произошедшего пару лет назад. Целью компании было и остается захватить одним махом большую часть рынка сбыта семейных лодок в стране. Показатели продаж этого сегмента говорят об успехе, но, по словам директора компании Пекки Рантакара, все еще впереди. Лодка была представлена на выставке в Хельсинки в 1980 г. J24, X-79 и Albin Express были тогда самыми популярными небольшими семейными лодками, привлекающими покупателей как прекрасными ходовыми качествами, что было важно в гонках, так и мореходностью, достаточным комфортом и легкостью в управлении, что становилось важным в повседневном использовании. В PR-Marin решили идти к успеху этим же путем. В лодке, спроектированной Эйвиндом Стилом, было уделено повышенное внимание ее обитаемости, что часто становится для покупателей решающим фактором при принятии решения о покупке той или иной яхты. Несколько экспертов скептически оценили решение компании вступить на этом поле в борьбу с известными производителями. Да и выбор многообещающего названия модели многие сочли неудачным. Прототип был испытан в 1980 г. перед самым ледоставом, и с тех пор было продано почти 80 яхт, почти все – внутри страны (Финляндии). PR-Marin создал практически новую народную лодку, по крайней мере в водах Хельсинки Finn Express встречается почти так же часто, как и H-boat. Монотип Яхту Finn Express 83 планируется сделать монотипом, поэтому она будет продаваться только полностью укомплектованной. В настоящее время разрабатываются правила класса, и на его регистрацию будет подана заявка в федерацию парусного спорта, возможно, уже в этом году. Корпус судна, разработанный Эйвиндом Стилом, красив и гармоничен, его обводы больше напоминают лодку спроектированную по правилам IOR, чем творения Питера Норлина (Albin) или Нильса Йеппесена (H-boat). Благодаря применению радиальных обводов в подводной части, смоченная поверхность яхты небольшая, что обеспечивает ей хорошие ходовые качества при легком ветре. За строительство отвечает компания Nykra Oy из Остроботнии, корпус судна формуется вручную в соответствии со стандартами Ллойда. Флоры на этой лодке прочные, вдобавок кромка киля за фальшкилем усилена, чтобы противостоять нагрузкам при посадке на мель. Палуба имеет сэндвичевую конструкцию, в качестве наполнителя используется дивиниселл. Дизайн надстроек никогда не был одной из сильных сторон компании Still, и это мнение лишь укрепилось благодаря яхте Finn Express. Чтобы получить нужную высоту в каюте, пришлось использовать относительно высокую рубку, которая могла бы быть и менее угловатой. В будущем планируется улучшить внешний вид, обновив цветовую гамму. (Прим. переводчика: это так и не было сделано). Палуба и копит Кокпит Finn Express 83 достаточно велик, в нем легко могут разместиться шесть человек. Банки довольно угловатые и, возможно, излишне высокие, а вот комингсы выглядят низкими. Высоту сидений можно было бы смело уменьшить на пять сантиметров без потерь для внутреннего пространства лодки, а это позволило бы сделать кокпит более защищенным. В комингсах кокпита предусмотрены ниши для хранения ручек лебедок и снастей, а погон гика-шкота разделяет кокпит на место для шкипера и место для экипажа. Под банками кокпита много места для хранения имущества – по левому борту находится глубокий рундук, расширяющийся к транцу, а по правому борту рундук имеет меньший объем, поскольку внизу расположено спальное место. Из рундука есть доступ к двигателю для технического обслуживания. Потопчины вдоль рубки достаточно широкие, они ограждены солидным алюминиевым профилем (фальшбортом) по периметру палубы. Ходить по наветренному борту при крене легко, единственным узким местом является проход возле вант. В носовой части судна имеется большой цепной ящик, а сама палуба в носу ничем не загромождена и по ней легко перемещаться при работах. Некоторые вопросы вызвали детали палубного оборудования – в глаза бросается отсутствие полуклюзов в носу, а ребристые ступеньки купального трапа показались слишком острыми для босой ноги. Но вот аккуратно утопленный в надстройку форлюк показался очень правильным решением. Рангоут, такелаж, паруса Рангоут и такелаж на лодке производства Seldén. Вооружение ¾. Мачта относительно короткая, габаритная высота яхты над ватерлинией 11,5 метров, что облегчает прохождение под мостами и линиями электропередач. Грот имеет низкое соотношение сторон, поэтому длина гика больше, чем у соразмеримых лодок. Из-за этого мачта заметно смещена вперед, а площадь носового треугольника небольшая – к примеру площадь автоматического стакселя всего 10 кв. м. Стоячий такелаж состоит из пары основных и пары верхних вант, а мачтовый профиль достаточно гибкий, чтобы его изгиб можно было регулировать ахтерштагом. Погон автоматического стаксель-шкота превосходен в своей простоте. Вант-путенсы расположены посередине потопчин, их основания прикручены болтами к силовой переборке и дополнительно заформованы в корпусу. Для проводки шкотов генуи на лодке установлены продольные погоны. Шкотовые лебедки могли бы быть и побольше, таково, во всяком случае, мнение женского экипажа. Фалы, оттяжка гика, топенант проведены в кокпит – по обеим сторонам входного люка на кормовом обрезе рубки установлены фаловые лебедки и стопора. Паруса поставляются от датской парусной фирмы Fogh-Sails, лавировочные паруса выглядят очень удачно. Интерьер Вход в каюту широкий, сдвижной люк позволяет не нагибаясь спуститься в салон. С другой стороны, сам сходной трап узкий, чтобы у работающего на камбузе было больше места. Внутренний дизайн лодки является почти прямой копией Sunwind 26, поэтому столяры могли использовать детали интерьера этой яхты и для Finn Express 83. Все зашивки и мебель выполнены из дерева, в основном из фанеры, облицованной тиковым шпоном. Внутри яхта удивительно просторна, в ней оборудовано пять спальных мест. Высота в каюте составляет 178 сантиметров, но даже очень высокому человеку не придется горбиться работая на камбузе: голова находится в проеме входного люка. Часть койки по левому борту заходит под камбуз, поэтому место для хранения немного теряется. Раковина с краном для пресной и соленой воды сдвинута к кормовой переборке, но плита расположена слишком далеко к борту. Камбуз оборудован столом, шкафом, парой полок и глубоким ящиком для холодильного оборудования. В следующей серии лодок блок камбуза решено переделать для большего удобства работы на нем. Складной стол, поднимающийся к центральной переборке, также взят с Sunwind 26. Идея хорошая, но исполнение хлипковатое, особенно ножек стола, которые могли бы быть и покрепче. При повороте стола в рабочее положение необходимо сначала установить ножки на место, иначе вся конструкция может отсоединиться от переборки. Перед главной переборкой находится шкаф для одежды, напротив него – выгородка с химическим туалетом. Подмачтовый пиллерс немного мешает добраться до него, но за пиллерс удобно держаться, устроившись в гальюне. На просторной койке в форпике двуспальное место для двух взрослых, которое можно разделить закладной доской. Койка имеет удобную высоту, сидя на ней удобно переодеваться. Дверной проем в носовую каюту может быть закрыт, дверь служит в качестве двери гардероба. По бортам – полки для мелких предметов. Поведение под парусами Мы ходили на яхте Finn Express 83 в течение нескольких дней как при свежем ( 8 м/с), так и при слабом ветре. Лодкой было легко и удобно управлять в любых условиях. Яхта спроектирована с расчетом на использование автоматического стакселя и грота в самом широком диапазоне силы ветра. При очень слабом ветре необходима генуя, но уже при ветре около 3 м/с лодка хорошо идет под штатным стакселем. Стаксель и полный грот можно нести до 10 м/с, в зависимости, конечно, от навыков экипажа, после чего грот надо рифить. Рифы проведены в один шкентель. Стандартный грот хорошо работает в любых условиях, а генуя и спинакер могут быть приобретены по мере совершенствования парусных навыков и желания идти быстрее. Лодка хорошо отцентрована. Балансирный руль настолько легок в управлении, что гонщику может недоставать обратной связи, зато семейный шкипер несомненно оценит эту легкость. Перо руля глубоко утоплено, и хотя широкая корма грозит при попутном волнении срыву в брочинг, во время наших тестов лодка под спинакером ни разу не вышла из-под контроля. При сильных порывах, тем не менее, необходимо потравливать грот, иначе лодка приводится к ветру. Следует отдать должное автоматическому стакселю, погон работает безупречно даже при слабом ветре. Управлять лодкой приятно, она маневренна и отзывчива, к тому же превосходно оборудована. Резюме Finn Express 83 – это, без сомнения, удачный проект. Внешний вид может быть спорным, личный вкус является решающим фактором, но успех лодки заключается в ее функциональности. Размер идеально подходит для небольшой семьи, а планировка удачна во всех отношениях. Дизель Yanmar поставляется в качестве опции, стационарный двигатель практически незаменим на семейной лодке. Низкая цена, безусловно, повлияла на успех продаж, особенно с учетом того, что в настоящее время предлагается пятилетняя рассрочка. Finn Express 83 уже показал себя в соревнованиях Scandicap. X-79 и Albin Express, очевидно, выигрывают у своего финского собрата на гоночных трассах, но в качестве лодки для семейного отдыха Finn Express 83 заметно лучше. Технические характеристики Длина 8,30 м Ватерлиния 6,90 м Ширина 2,80 м Осадка 1,40 м Водоизмещение 2150 кг Вес каната 880 кг Грот 17 м² Стаксель 10 м² Генуя 18 м² Спинакер 46 м² Дизайнер: Eivind Still Yacht Design Oy Nykra Ab, Uusikarlepyy. PR-Marin Oy, Хельсинки. Плюсы + Удачный проект: все, что нужно – есть; все, что есть – нужно + Поведение под парусами и ходовые качества + Цена Недостатки Технические характеристики вы найдете на странице яхты в каталоге GoodBoats
Автор: Кари Вилен