Эта яхта известна во всем мире. “Фолькбот" яркий пример того, что яхта это не игрушка богачей. Он и создавался, как доступный, дешевый парусник. Создавался для того, чтобы удовольствие от плавания под парусами мог получать практически любой человек…
Многим может показаться странным, но именно во время второй мировой войны, в Швеции возникла идея создать новый класс яхты для распространения его в Скандинавии. Недорогая, легкая в постройке, красивая яхта, тиражируемая в большом количестве, должна была стать массовой и тем самым увеличить популярность яхтинга, сделать его доступным для самых широких масс населения. Эта идея не была оригинальной: в 1938 году Германия приняла программу “автомобиль для народа". Именно создание “Фольксвагена" позволило фашистам завоевать популярность у населения своей страны… Скандинавским Парусным Союзом (SSA) был объявлен конкурс. Его условия были опубликованы в яхтенных журналах. Королевская Шведская Ассоциация Яхтинга согласилась поддержать эту идею постройкой двух прототипов проектов-победителей. Группе конструкторов поручили разработать чертежи “народной лодки" на основе проектов-победителей, и в окончательном виде они сошли с чертежной доски конструктора-любителя Торда Сундена. Когда проект еще был в работе, большое число шведских верфей объявили о своей готовности строить по нему яхты. Первый “Фолькбот" появился на верфи “Арендалс" в Гетеборге и весной 1942 года был спущен на воду. Яхта строилась из самого дешевого дерева — сосны или лиственницы, с клинкерной обшивкой на медных гвоздях. Чугунный балластный киль составлял 50% ее водоизмещения. Стоимость первых “Фолькботов" была около 600 долларов. В отличие от довоенных гоночных яхт он нес сравнительно небольшую парусность и имел достаточно высокий борт, что не очень пришлось по нраву яхтсменам-гонщикам, но эта особенность проявляла себя с лучшей стороны при плавании в свежую погоду. Проект быстро завоевывал популярность, и первые 60 яхт этого класса были построены в очень короткий срок. В Дании первый “Фолькбот" спустили на воду в 1943 году. После войны этот класс быстро набрал популярность в Финляндии. К началу пятидесятых годов только в Швеции было более 400 “Фолькботов", яхты в большом количестве экспортировались в США, Нидерланды, Францию, Великобританию, Западную Германию и другие страны. Ассоциации класса “Фолькбот" возникали по всему миру. Появился “Фолькбот" и в СССР. Благодаря включению этого класса в советскую парусную классификацию и налаженному производству, в нашей стране появилось много “Фолькботов" и они быстро завоевали любовь русских яхтсменов. Надежная и мореходная яхта была необходима нашей стране для морских гонок и крейсерских плаваний. Вооруженный китайским парусом, лишенный кокпита, но оборудованный большой куполообразной рубкой, он успешно преодолел сложную океанскую трассу. На вопрос: “Почему “Фолькбот"?"; Хаслер отвечал: “Для такого дела это самое удобное и самое экономичное судно". По этим же причинам на “Фолькбот" пал выбор еще одного участника знаменитой гонки – Велла Хауэлза. Он вел в океане стандартный “Фолькбот" с именем “Eira" на борту. “Фолькбот" быстро завоевал репутацию океанской лодки. К примеру, тот же “Jester" пересекал Атлантический океан 14 раз. “У вас есть «Фолькбот»? Смело выходите на нем в море", — говорил знаменитый французский яхтсмен Эрик Табарли. В разных странах яхту стали строить с отступлениями от первоначального проекта. Увеличивались высота и объем рубки, улучшалась каюта, появлялось такое оборудование, как гальюн, камбуз, стационарный двигатель, кокпит становился самоотливным… В Англии “Фолькбот" превратился в комфортабельный крейсер. Обшивка вгладь была сделана из красного дерева, в заметно удлинившейся и ставшей выше рубке были большие иллюминаторы, под самоотливным кокпитом стоял стационарный 6-сильный двигатель. Этот вариант был достаточно хорошо известен яхтсменам СССР потому, что именно его в больших количествах строили в социалистической Польше. Шведский конструктор Торд Сунден (тот самый, делавший окончательные чертежи яхты), видя эту тенденцию, в 1966 году представил проект под названием “Международный Фолькбот", усовершенствовав популярную яхту и сделав ее более комфортной. Сегодня это известные яхты “IF-boat", в мире их насчитывается более чем 4000 судов. “Фолькботы" пересекали океаны, на них совершено несколько кругосветных плаваний, классные гонки собирают десятки яхт в самых разных странах. Статья опубликована в журнале “Капитан-клуб"
Конкурс удался. Правда, очень большое количество проектов (почти 60!), осложнило и затянуло работу комиссии. Результаты были объявлены осенью 1941 года. Первое место решили не присуждать. Второе и третье поделили между собой яхты проектов “SVANE" и “VEGA 2", четвертое и пятое — “INGER" и “SNIPAN". Их создатели получили денежные призы, но в заключении жюри было сказано: “Ни один из проектов не может быть избран в качестве конструкции народной лодки без изменений. Необходимо разработать совершенно новые чертежи соответствующие поставленным целям на основе опыта и впечатлений, которые жюри почерпнуло из проектов конкурса. Два вторых места получились наиболее близкими к целям комитета, а четвертое и пятое места должны считаться хорошими предложениями, но они слишком дороги для массового класса".
Новую яхту придирчиво изучали, но уже первые выходы привели специалистов в полный восторг, – “Фолькбот" вел себя в море великолепно.
В 1949 году в Англии стали строить “Фолькботы" с обшивкой вгладь. Это было первым отступлением от оригинального проекта. “Фолькбот" нравился и гонщикам и любителям крейсерских яхт. Первые стремились всячески сохранить оригинальный проект SSA, а вторые доработать его для превращения в удобный крейсер. К этому были все предпосылки: даже гонщики отмечали что рулевой “Фолькбота" в гонке может одевать выходной костюм — он останется сухим.
Знаменитый “Jester" Хаслера был “Фолькботом" английской постройки, правда, сильно измененным для участия в первой трансатлантической гонке одиночек.
Несмотря на то, что “Фолькбот" монотип, класс не избежал некоторых изменений. Со временем были разрешены паруса из синтетических материалов, оцинкованный такелаж сменился нержавеющим. В 1975 году SSA решилась на постройку первого стеклопластикового “Фолькбота", а с 1977 года узаконила яхты из этого материала, оставив в пластике имитацию клинкерной обшивки.
Практически не ослабевающий интерес к этой яхте и ее популярность в течении более чем 60 лет свидетельствует об удивительном сочетании многих отличных качеств этой замечательной яхты. Неслучайно “Фолькбот" породил столько своих “копий": ведь и в “Contessa 26", “Amigo 26", “IF-boat" мы видим до боли знакомые черты “народной лодки".
Статья опубликована на сайте goodboats.ru с разрешения автора.