Каждая яхта, будь она лодкой индивидуальной постройки или серийной моделью, имеет свою историю. Многие из них очень интересны и поучительны. Узнавая их, мы знакомимся с подходом к решению той или иной задачи, поставленной перед конструктором. Рождение новой яхты – ответ на нее…
«Яхта нового класса должна быть дешевым, мореходным и быстроходным монотипом; быть удобной для крейсерский плаваний и гонок. Ни одна лодка не должна участвовать в гонках класса без полного крейсерского оборудования на борту. Кроме того, правила класса должны быть сформулированы таким образом, чтобы ни один владелец не получал какие-либо преимущества в связи со своим финансовым положением».
С этого задания, в середине 50-х годов XX века, началась история класса английских монотипов South Coast One Design (SCOD). Рассказывают, что идея о его создании пришла группе членов Island Sailing Club, когда они катались на лыжах в Альпах, с пользой проводя время между навигациями. Спроектировать яхту они попросили Чарльза Николсона.
Чарльз Николсон – это имя! Так звали известнейшего английского конструктора яхт. Но Чарльз Э. Николсон умер в 1954 г. и SCOD был разработан его племянником Чарльзом Артуром Николсоном. Он тоже был хорошим конструктором яхт, и в его «портфеле» к тому времени было уже немало реализованных проектов. Новая яхта стала воплощением любимых яхтенных черт «молодого Чарли» – полного носа и плавного хода в водоизмещающем режиме плавания. Чарльзу А. Николсону не нравилась тенденция все больше проявляющаяся в США – делать лодки с узким носом и широкой кормой.
SCOD был разработан в 1955 г. Это было время, когда небольшие яхты были очень популярны, ведь жили после войны небогато, а желание ходить под парусами охватывало все больше и больше людей. Идеальной яхтой того времени был фолькбот, и волей-неволей, работая над проектами лодок близких к нему размерений, в сторону «народной лодки» посматривали.
Новая яхта с длинным килем была традиционной и получилась очень «английской». Быть может, SCOD и казался старомодным, но его глубокий киль и узкая корма, не говоря уже о тяжелом балласте, составляющем 50-процентов полного водоизмещения, обладали таким изяществом классической лодки, что он полюбился многим английским яхтсменам.
Как и многие яхты того времени, SCOD имел обшивку из красного дерева, а набор был изготовлен из вяза и дуба. Флоры делали из оцинкованного железа.
Особенностью яхты была «ступенчатая» рубка, может и не очень элегантная, но обеспечивающая высоту в каюте «в полный рост», что ставило SCOD на отдельное место среди соразмеримых ему яхт. Традиционная планировка с четырьмя спальными местами, камбузом по левому борту и штурманским столом по правому борту, была удобной и вполне комфортабельной по оценкам того времени. В салоне каюты по бортам располагались диваны, на переборке в районе мачты крепился складной обеденный стол, в выгородках по бортам находился прокачной гальюн, а напротив – платяной шкаф. Две койки в кубрике были расположены буквой «V». И все это богатство сочеталось с объемными рундуками и глубокими полками.
Яхта была вооружена как бермудский шлюп 3/4. Полая деревянная мачта проходила через палубу и стояла на киле. Бакштаги отсутствовали, что сильно облегчало работу на палубе.
Яхта получилась прочной и просторной. И хотя перед конструктором стояла задача сделать ее «доступной по цене», она оказалась значительно дороже, чем другие лодки той эпохи. Но, несмотря на это, SCOD стал популярным – 106 заказов на строительство этой яхты было получено судостроителями с 1956 по конец 1960 гг. Лодки, в течении нескольких лет, строили на разных верфях Англии. На одной из них – Clare Lallows, построили первые шесть яхт. Участвуя в гонках на южном побережье Англии, они привлекли внимание, заняв шесть первых мест подряд в гонке Round the Island Race 1956 г.
В наши дни флот этих яхт постоянно демонстрирует свою «монотипичность»: в гонке Round the Island Race 2011 г. три яхты SCOD финишировали с интервалом в пять минут друг от друга, заняв в своем классе 9-е, 10-е и 12-е места.
Цена яхты SCOD на вторичном рынке Великобритании находится в диапазоне 10-15 тысяч фунтов стерлингов.
Технические характеристики:
LOA – 7,9 м
LWL – 6,4 м
Ширина 2,4 м
Осадка – 1,6 м
Водоизмещение – 3,1 т
Площадь парусов – 26 кв.м
Сергей Шамров, специально для goodboats.ru