Новая эпоха рассвета парусного спорта началась в славном городе Санкт-Петербурге в 1999 г., когда в хорошо укрытую от ветров гавань клуба “Нева" юркнула с речной шири маленькая шведская яхта модели “Triss Magnum".
Посмотреть на “чудо враждебной техники", притершееся гладким кранцем к шершавому местному бону, подходили многие. Аккуратное исполнение этой шестиметровой яхточки, казавшейся из-за грамотной конструкции и количества имеющихся в ней удобств куда больше, чем она была на самом деле, никого не оставляло равнодушным, а элементарное сравнение ее цены и тех сил, что затрачивали для получения схожего результата местные самостройщики, заставляло сильно задуматься о правильности выбранного ими пути. Страна менялась, и с этими изменениями появлялись невиданные возможности, в том числе и в обретении гаранта свободы, коим во все времена была парусная яхта. Так в Питере наступил закат эпохи “самостроя" и начался рассвет эпохи обновления любительского парусного флота за счет ввоза старых, добрых шведских яхт. Журчит ручей… Яркая палитра Благодаря своей массовости яхта имела очень скромную цену на вторичном рынке, что сразу привлекло к ней внимание русских яхтсменов. Нет, посудите сами: полностью укомплектованная яхта длиной больше 8 м стоила на своей родине меньше 10 тыс. евро! И это со стационарным двигателем и глянцевым бортом! Мало того, у этой яхты и репутация была отличной, поэтому нет ничего странного, что “Albin Vega" очень быстро стала одной из самых популярных в России парусных семейных яхт. Скоро в российских водах стали узнаваемыми яхты семейства “Amigo", напоминающие любимый всеми “Фолькбот", да и сам он пожаловал в нашу страну под видом “IF" и"Marieholm-26". “Havsfidra" и “Magnifik Midget", “Allegro" и “Becker 27" – самые разные шведские яхты появились в течение нескольких лет у российских причалов. То, что совсем недавно вызывало удивление и восхищение, стало вполне привычным и обыденным. Блеск и глянец Перспективы и чаяния
Известно, что из всех фигур история больше всего полюбила спираль. Мы постоянно видим что-то сильно напоминающее прошлое, но обретающее новые черты. “Новое – хорошо забытое старое" – фраза, которая нам об этом постоянно напоминает, и это действительно так.
Подпитка парусного флота, подобная нынешней, случилась последний раз во времена Советского Союза, когда польский “Навимор" массово начал поставлять в нашу страну свои яхты. Уцелевшие с тех пор четверть- и полутонники, “Таурусы", “Нефриты", “Конрады" и “Опалы" по-прежнему составляют значительную часть отечественного парусного флота. Но тогда это случилось по инициативе государства, а теперь эта самая инициатива пошла снизу. Тонким ручейком, потихонечку углубляя свое русло, в Санкт-Петербург направился поток подержанных яхт из-за границы.
Основной поток пошел из Швеции. Вторичный рынок парусных яхт этой страны оказался для нас очень привлекательным. Дешевые, качественные яхты постройки все тех же 70-х и 80-х гг. водились там в изобилии. Современное общество потребления пересмотрело многие стандарты, и небольшие яхты попросту вышли из моды. А у хозяйственных шведов, благодаря достатку, бережливости и географическим условиям страны проживания подобных “немодных" яхт скопилось много. Большая часть из них была в отличном состоянии, а стоила уже совсем немного. Постепенная смена флота парусных яхт в Европе пошла на пользу России. Некоторые шведские модели скоро оказались в Петербурге в таком количестве, что в пору было ассоциацию создавать!
“Примой" быстро стала яхта “Albin Vega" – очень удачная модель, выпускавшаяся в Швеции массовым тиражом и завоевавшая заслуженную популярность как практически идеальная семейная лодка.
Те, кого не оставляли в покое спортивные амбиции, присматривались к яхтам с хорошей гоночной репутацией и умеренной ценой. Здесь быстро набрала популярность семейка яхт “Maxi". В этом плодовитом семействе можно было выбрать лодку по вкусу, сообразуясь с толщиной своего кошелька.
Очень быстро стало ясно, что старым и опытным лодочникам пора менять свои представления в вопросах ухода за лодкой. Прощай, любимая эмаль “ПФ 115", прощай паркетный лак!
Те, кто по старинке считал, что стеклопластик хорошо выглядит и не требует заботы, обнаружили, что глянец тускнеет. То, что, увы, не пришло к нам с поставками польских яхт, появилось вместе со шведскими – мы стали массово пользоваться яхтенной косметикой. Все эти полироли, “ваксполиши", специальные шампуни, смывки, инструменты, технологии пришли с запада как вестник современной морской культуры. И, надо сказать, у тех владельцев, которые переняли эту культуру, яхты словно бы оказались не подвластны времени – старыми их никак не назовешь. Не раз видел, с какой гордостью судовладелец удивлял своих гостей информацией о том, что его яхте перевалило за 30 или 40 лет.
Великолепное состояние корпусов этих яхт до сих пор оставляет повисшим в воздухе вопрос о живучести стеклопластика. Скептики посрамлены: то, что качество стеклопластика остается очень хорошим, могут подтвердить все, кто устанавливал на эти яхты новое оборудование, высверливая отверстия в скорлупе корпуса.
“Увлечение" шведскими яхтами очень быстро разрослось. Через Петербург они стали попадать в другие российские города. В Выборге, к примеру, наверное, уже половина местного флота состоит из яхт, привезенных из страны “трех корон". Их стало много в Москве, Петрозаводске, Нижнем Новгороде, да и, пожалуй, по всей Волге. Некоторые добрались и до Черного моря!
Благодаря старым шведским яхтам наши яхтсмены обрели счастье и заботы судовладельцев, о которых давно мечтали. Некоторым этот груз оказался не под силу, и они, в свою очередь, пополнили вторичный яхтенный рынок. Другие, вкусив удовольствия владения хорошей лодкой, пошли по пути постепенного увеличения размера судна. Они тоже пополняют вторичный рынок, расставаясь с яхтами, зарегистрированными дома, и привозя из-за границы новые. Парусный флот растет, несмотря на пессимистические прогнозы, и это не может не радовать! Но растущий флот требует соответствующей инфраструктуры, значит, будут новые клубы и стоянки (будут, никуда мы не денемся!), отечественные яхтенные конструкторы поумерят амбиции и обратятся лицом к народу, внутренние воды России откроют для яхт под иностранными флагами…
Нет, не буду продолжать. Ясно одно: шведские яхты помогли нам не потерять российский парус.
Статья опубликована в журнале “Капитан-клуб" www.captainclub.ru
Статья опубликована на сайте goodboats.ru с разрешения автора.