Скромные маленькие яхты класса “Vertue" заслужили уважение яхтсменов во всем мире. На них были совершены великолепные плавания, пережиты сокрушительные штормы… Говорят, на стене в офисе харбормастера в Дурбане одно время висело предупреждение: “При ветре 7 баллов и более выход только с моего разрешения; исключение — яхты типа “Vertue"". Но в этой распространенной легенде нет никакой надобности: достаточно фактов, они, как известно, — штука упрямая. Название “Vertue" класс получил в честь одноименного кубка, учрежденного в 1927 г. за лучшее крейсерское плавание на маленькой яхте. Этот приз в 1940 году получила яхта “Epeneta" за 16-дневный круиз протяженностью 745 миль, во время которого ее маленький экипаж спас команду попавшей в беду моторной яхты. “Epeneta" была пятой яхтой, построенной по оригинальным чертежам Лаурента Джайлса, а первым был знаменитый “Andrillot", и сегодня гордо несущий на своем гроте знак “V1". “Andrillot" скоро зарекомендовал себя мореходным и быстроходным парусником. Пролив Солент с каждым днем становился все теснее для этой яхты, но начавшаяся война внесла коррективы в планируемые плавания… Всего до начала войны было построено 10 яхт этого класса. На третьей по счету яхте “Monie" в 1938 г. было совершено непростое и увлекательное путешествие вокруг Англии, в направлении против часовой стрелки. К тому времени уже окончательно стало ясно, что у Джайлса родился хороший, маленький “крейсер", на котором можно совершать длительные морские переходы. Репутация “Vertue" росла с каждым днем… После второй мировой войны эпидемия дальних путешествий на парусных яхтах буквально захлестнула мир. Люди после пережитых ужасов прошедшей войны словно пытались насладиться свободой мира. Для многих небогатых яхтсменов “Vertue" в то время стала идеальной лодкой. Все дальше и дальше они уходили от берегов, все больше убеждаясь в великолепных мореходных качествах “Vertue". В 1950 г. английские яхтсмены Хэмфри Бартон и Кевин О’Риордан на яхте “Vertue XXXV" стартовали из Фалмута в свой знаменитый трансатлантический рейс. У бывалого моряка Бартона не было сомнений, что яхта выдержит испытание океаном. Он уже имел опыт плавания на яхте “Andrillot", совершив на ней в 1937 г. рейс в Бискайский залив, успешно ходил еще на одной яхте этого класса. “Vertue XXXV" был хорошо подготовлен к рейсу. Капитан прекрасно понимал все сложности предстоящего пути, тем более, что для достижения североамериканского материка был выбран вариант плавания по северному маршруту. “Главное при плохой погоде на маленьких судах — остаться на борту," — любил говаривать Хэмфри, поэтому на яхте было установлено надежное леерное ограждение, прочные релинги в носу и корме, а вдоль борта для безопасного передвижения натянуты штормовые леера. Двигатель с яхты сняли — зачем он в трансокеанском плавании?, а его место было использовано для хранения имущества. Достаточно большие иллюминаторы на рубке защищали прочные штормовые щитки. В апреле яхта ушла в океан. Плавание выдалось непростым: на 40-й день, находясь в 200 милях к северу от Бермудских о-вов, “Vertue XXXV" попала в сильный шторм. Скорость ветра достигла 56 уз. “Это, пожалуй, самый сильный шторм, в какой мне приходилось попадать,.. все море белое," — писал Хэмфри Бартон. Во время этого шторма волна бросила яхту с такой силой, что подветренный комингс рубки треснул у самой палубы практически по всей длине, выбило иллюминатор, и судно заполнила вода. Яхту спасло чудо, и благодаря мастерству, энергии и мужеству моряков завершила свой рейс. “Это самая совершенная маленькая океанская яхта, которая когда-либо разрабатывалась и была построена," – сказал капитан после окончания полуторамесячного рейса. О славных плаваниях на этих яхтах можно рассказывать много. Их владельцы и сегодня смело направляют свои “Vertue" к горизонту. “Vertue", вне всякого сомнения имеющие свой характер, смотрятся симпатично на фоне безликих судов, наполнивших рынок. Это действительно “большая небольшая лодка", привлекательная и едва ли не идеальная для многих яхтсменов, стремящихся к простоте. С течением времени конструкция яхт претерпевала некоторые изменения: варьировались высота и форма рубки, размеры кокпита, планировка палубы, высота надводного борта. Но форма подводной части всегда оставалась неизмененной. Пришло время, и появились “Vertue" с корпусами из стеклопластика. Несмотря на возражения некоторых членов ассоциации класса, сейчас такие яхты в нее приняты. А в строю до сих пор остаются “Vertue", несущие на гроте знак класса “V" с начальными цифрами, обозначающими длинный ряд парусников этого класса. В любом порту мира, увидев скромную маленькую яхту, построенную по этому проекту, смело созывайте друзей и, указывая на нее, воскликните: “Смотрите — это “Vertue"!" Статья была опубликована в журнале “Капитан-Клуб" (№38)
О “Vertue" конструктора Джека Лаурента Джайлса (Jack Laurent Giles) в англоязычных странах написано, наверное, больше, чем о любом другом популярном проекте крейсерской яхты. Это яхта-легенда. В гавани яхта этого типа привлекает всеобщее внимание, на нее указывают непосвященным – смотрите, это “Vertue"!
Самое удивительное состоит в том, что, разрабатывая проект, конструктор ставил перед собой цель создать небольшую яхту для прибрежных плаваний, скажем, сгонять на выходные дни в Шербур за молодым вином или пройти туда-сюда по Соленту. Но яхта оказалась настолько удачной — мореходной, обитаемой, достаточно быстроходной, — что вскоре ей покорились многие сердца и все океаны планеты. Немалую роль в этом сыграла и относительная дешевизна яхты.
Однако не следует думать, что во многих странах есть ассоциации этого класса. Это не так. “Vertue" ценят, в первую очередь, любители дальних плаваний и долгих путешествий. Их не привлекают “классные" гонки, многолюдные места, шум курортов, огни рекламы и архипелаги бумажных тарелок. Им милее длительное общение с морем «tet-a-tet».
Яхту построили в 1936 г. Заказчик просил конструктора спроектировать лодку, удобную для небольших крейсерских плаваний с экипажем из двух человек, с маленьким кокпитом и надежным рангоутом, с достаточно просторной каютой с двумя койками и камбузом. Он не возражал против транца, что удешевляло постройку, но просил отнестись с вниманием к плавному подъему батоксов в корме. Джайлс создал некий “микс", применив в проекте многое от обводов традиционных рыбацких и лоцманских лодок Канала и учитывая действующие в то время требования и рекомендаций RORC по устройству мореходной яхты.
Скоро большие плавания маленьких “Vertue" последовали одно за другим. В 1956 г. Дэвид Роберсон прошел на такой яхте от Фалмута до Багамских о-вов, столкнувшись на своем пути с двумя ураганами. В том же году Джон Гудвин пересек Атлантику от Гибралтара до о.Барбадос за 27 дней, проходя по 100 миль в сутки. В 1960 г. из четырех яхт, взявших старт в трансатлантической гонке одиночек, одна была класса “Vertue"; Дэвид Льюис на яхте “Cardinal Vertue" стал третьим. В 1962 г. ее новый владелец австралиец Билл Нанс осенью стартовал из Англии в кругосветное плавание. “Cardinal Vertue" стал самой маленькой яхтой, обогнувшей во время кругосветки мыс Горн. Ее суточные переходы достигали 180 миль.
Технические характеристики “Vertue":
Длина корпуса, м 7,70
Длина по ВЛ, м 6,56
Ширина, м 2,18
Осадка, м 1,34
Площадь парусности, кв.м 35,4
Водоизмещение, т 4,5
Балласт, т 2,0