Об этом стоит думать зимой, чтобы потом спокойно выйти в море.
Yachting monthly #1382, November 2020
Автор Рэйчел Спрот (Rachel Sprot),
перевод tutalef
Сколько гаечных ключей на 13 нужно обычной девушке? Похоже, не меньше четырех. Мы были посреди Атлантики, когда у нас отвалилась клемма генератора. Команда состояла из меня, первого помощника и восьми моряков-любителей разной квалификации. Инженерные работы были моей заботой, и в этом случае мне нужны были два ключа на 13. Какое везение, что я предусмотрительно взяла три, не так ли? У везенья, однако, есть один недостаток – оно неизбежно заканчивается. Первый ключ упал за борт в самом начале путешествия. Когда второй роковым образом провалился в трюм, я осталась с третьим и последним, а для работы их нужно было два. Пришлось работать ненавидимым мною разводным ключом, и десятиминутная работа превратилась в мучение на полдня. Чтобы добить меня окончательно, в упаковке брякали пары ключей любых размеров.
Среди вещей, которые занимают мои мысли в начале сезона, вопрос о запчастях стоит на первом месте. Выход в открытое море удивительно быстро дает понять, что по-настоящему имеет значение в вашей жизни, включая пресловутый размер гаечного ключа. Наша лодка обычно загружена всем – от противоастматических ингаляторов до углошлифовальных машинок, но обязательно находится нечто, без чего, как выясняется, мы не можем обойтись – причем выясняется, конечно же, слишком поздно.
Мои попытки упорядочить имущество на борту показались походом в супермаркет: тележка забита товарами, а соли не купила! Понадобилось некоторое время, чтобы оптимизировать процесс. Каждая вещь в яхте была оценена по трем критериям: насколько она необходима; насколько вероятно, что она сломается; насколько сложно ее раздобыть.
Жизненно важные системы
Секрет путешествия под парусами в том, что вы можете обойтись без очень многого, коль вы уже вышли в море. Множество жизненно важных систем невозможно продублировать. Вы не возьмете с собой про запас мачту или перо руля. С другой стороны, есть множество вещей, без которых невозможно прожить, вот их-то вам и надо идентифицировать. Разумеется, вы можете пересечь Ла-Манш без исправного гальюна, но вряд ли вы пойдете в таком состоянии в более длинный круиз. Не пытайтесь перечислить все, что вам может понадобиться; продумайте, без чего вы точно не выйдете в море. Впрочем, легче сказать, чем сделать. Вспомогательный двигатель очень важен, велика зависимость современных лодок от электрики и электроники. Камбуз, холодильник и водоснабжение часто остаются без должного внимания, но подумайте, сможете ли вы прожить с ними в их нынешнем состоянии неделю кряду? Мы теперь всегда возим с собой запасной газовый редуктор (их обычно клинит в закрытом положении, что безопасно, но жутко раздражает), термостат для холодильника и запасную помпу пресной воды, поскольку выход из строя любого из этих предметов весьма серьезно осложняет жизнь на борту.
Чтобы определить, какие запчасти для вас жизненно важны, попробуйте методически продумать каждую из систем вашей лодки. Сможете вы продолжать плавание, если система откажет? Это сильно зависит от опыта экипажа, что одним покажется необходимым, другие сочтут роскошью. Почитайте инструкции к оборудованию, и определите, чо может сломаться и что можно заменить.
Какие запчасти вам на самом деле нужны?
Порой везти с собой запчасти непрактично и дорого. Если вы выбирете лодку для дальних плаваний, вам стоит предусмотреть дублирующие варианты на случай, если в дальних краях, куда вас занесет, починка будет невозможна. Бумажные карты и ручной спутниковый навигатор на случай отказа картплоттера; талрепы и трос на случай обрыва стоячего такелажа; дополнительное зарядное устройство для аккумуляторов – ветровой генератор или солнечные панели – если выйдет из строя генератор на моторе…
Некоторые вещи из того, что находится на борту, в обычном магазине не купишь. Генератор, стартер, прокладки головки блока цилиндров. Не все из этого вы сможете поменять самостоятельно, но обычно удается найти механика, который может это сделать. Важно не забыть мелкие запчасти, которые так же необходимы, как и основные детали. Например, при замене инжектора надо менять и медные уплотнительные шайбы под ними. Если возможно, возите с собой ремкомплект различных прокладок и резиновых уплотнений.
Имеет смысл держать на борту запас дощечек, фанерок, герметика, стекломатов и эпоксидки. Особенно полезна эпоксидка (а есть и такая!), способная отверждаться под водой – по вполне понятным причинам. Если вы уходите в дальние края, попросите специалиста собрать вам подходящий ремнабор.
Хорошо, если запчасти на борту дополняют ассортимент береговых магазинов. В Европе или на Карибах искомое обычно можно добыть в течение недели, а в Тихом океане или Южной Америке приходится расчитывать в основном только на собственные припасы. Для пущего удобства мы разделили запчасти на три группы: для прибрежного плавания, для открытого моря и дальних плаваний. Следует все же помнить – главное, что вы везете с собою, это вовсе не запчасти. Куда важнее ваш набор инструментов и ваши умения – иначе любые запчасти окажутся бесполезны. Не пожалейте денег на обучение и инструменты, это окупится сторицей.
Запасные части
Мотор и генератор
Прибрежное плавание | – Топливные фильтры – Приводные ремни – Импеллеры – Масляные фильтры – Реле и предохранители |
Открытое море | – Насос подкачки топлива – Кусок топливного шланга для запитывания из канистры – Ремнабор для водяного насоса забортного контура охлаждения |
Дальний поход | – Стартер – Генератор – Набор прокладок для мотора – Инжекторы и уплотнители к ним – Гребной винт – Опоры двигателя – Калильные свечи и фильтры тонкой очистки |
Сантехника и трубы
Прибрежное плавание | – Набор для ремонта труб и шлангов |
Открытое море | – Ремнабор для гальюна – Ремнабор трюмной помпы – Переходные втулки и хомуты для типичных размеров шлангов (12 мм, 19 мм, 25 мм, 37 мм) – Ремнабор для мацератора сточного и септик-танка – Коннекторы и фиттинги для жестких шлангов, если таковые имеются |
Дальний поход | – Запасной насос пресной воды – Запасной насос сточного и септик-танка – Кусок шланга каждого из ходовых размеров (12 мм, 19 мм, 25 мм, 37 мм) – Набор кингстонов и фиттингов для их установки в корпус |
Готовка и отопление
Открытое море | – Газовый редуктор |
Дальний поход | – Краны и термостат для плиты – Термостат холодильника |
Паруса и такелаж
Прибрежное плавание | – Мочки – Иглы и гардаман – Вощеная нить – Прочная стропа – Спинакерная лента, клеевые заплатки |
Открытое море | – Ползуны грота – Мягкие мочки – 2-3 м дайнемы |
Дальний поход | – Большой кусок дакрона – Кусок синтетического троса длиною с фал – Блоки вертлюжные и накидные |
Электричество
Прибрежное плавание | – Набор предохранителей – Обжимные клеммы для проводов и щипцы – Лампочки для ходовых огней – Лампочки для внутреннего освещения |
Открытое море | – Набор проводов разного сечения – Переходники для электропитания от берега – Клеммная колодка – Предохранители для всех устройств на борту |
Дальний поход | – Запасной инвертор – Коаксиальные коннекторы – Запасные клеммы аккумулятора – Кусок силового аккумуляторного кабеля – Кабели с зажимами для прикуривания |
Тузик и подвесной мотор
Прибрежное плавание | – Ремнабор для тузика |
Открытое море | – Свечи – Топливные фильтры |
Дальний поход | – Ремнабор водяной помпы – Масляный фильтр – Прокладки и уплотнения для смены масла |
Расходные материалы
Прибрежное плавание | – WD40 – Изолента и вентиляционная лента – Наждачная бумага – Уайт-спирит или иной растворитель |
Открытое море | – Сикафлекс – Консистентная морская смазка – Спрей для удаления ржавчины (сульфид молибдена) – Антикор-компаунд (Дюралак) |
Дальний поход | – Антикор-спрей – Набор для ремонта стеклопластика – Эпоксидная смола |
Ручные инструменты
Прибрежное плавание | – Отвертки – Рожковые ключи и разводной ключ – Накидные головки – Шестигранные ключи – Пассатижи – Сьемник масляного фильтра – Ножовка с запасным полотном – Нож-резак и запас лезвий – Рулетка |
Открытое море | – Аккумуляторная отвертка – Двойной набор гаечных ключей, особенно 8, 10, 13, 17 или других ходовых размеров – Хороший набор торцевых головок – Набор ключей торкс – Зажимные клещи – Напильники – Киянка – Резиновая киянка |
Дальний поход | – Набор метчиков, плашек и резьбовых вставок helicoil – Очень большой разводной ключ – Трубный ключ – Металлические щетки для дрели – Тиски и струбцины – Штангенциркуль и микрометр |
Электромонтажные инструменты
Прибрежное плавание | – Тестер – Электромонтажные клещи – Кусачки |
Открытое море | – Токовые клещи для замера тока в АКБ |
Дальний поход | – Паяльник и припой |
Электроинструмент
Прибрежное плавание | – Аккумуляторная дрель со сверлами |
Открытое море | – Фен – Рабочая лампа |
Дальний поход | – УШМ с дисками – Электролобзик – Газовая паяльная лампа |
Готовимся к отказам техники
Наши лодки проходят за год тысячи миль, и мы на собственной шкуре узнали, что и как часто имеет привычку ломаться. Грубо говоря, поломки бывают двух типов: на вещах, которые должны/не должны двигаться и на вещах которые должны оставаться сухими/мокрыми.
Вещи, которые должны двигаться
Все, что движется, рано или поздно износится. Насосы и электромоторы отказывают чаще всего. Сгоревший электромотор в море не починить, поэтому возите с собой запасной агрегат целиком. Резиновые мембраны и диафрагмы насосов со временем становятся хрупкими и рвутся. Закупать полный второй комплект на всю лодку может показаться накладно, но стоимость пересылки нужной детали по почте в другое полушарие и ее ожидание в порту выйдет еще дороже.
Вещи, которые не должны двигаться
Множество вещей на лодке должны оставаться неподвижными, но время, коррозия и знакопеременные нагрузки берут свое. Дельные вещи, рангоут, стоячий такелаж подвержены трещинам и гальванической коррозии. Заменять их дорого и трудно, поэтому их просто следует поддерживать в порядке и возить с собою комплект для аварийной оснастки. Набор мягких мочек и изрядный кусок троса Дайнема поможет выпутаться из многих неприятностей.
Тросы всегда изнашиваются; запасной фал может заменить самые разные снасти. Шланги и кабели в моторном отсеке тоже часто повреждаются; простейший переходник, муфты и кусок кабеля выручат вас в этом случае.
Вещи, которые должны оставаться мокрыми
Импеллер водяного насоса должен работать в воде. Забившийся кингстон забора воды приводит к разрушению импеллера, поэтому необходимо держать на лодке запасные. Если только возможно, мы всегда берем с собой полный ремнабор помпы охлаждения. В него входят картонные прокладки, запасные винты крышки насоса, набор прокладок и импеллеры. Шкотовым лебедкам, якорному брашпилю, сальнику и подшипнику гребного вала также нужна смазка. Регулярное обслуживание помогает определить, что изнашивается быстрее всего.
Вещи, которые должны оставаться сухими
Самая главная причина отказа электрики на яхте – соленая вода. Она проникает везде. Единственное, что мы можем с этим поделать –следить за протечками в палубе и по возможности быстро их ликвидировать. Ну и конечно вам понадобится изрядный набор кабельных клемм, водостойкой смазки, и – неужто осмелюсь произнести вслух – скотча и изоленты, чтобы можно было исправить заржавевшее соединение и временно заизолировать его до того момента, пока не представится возможность починить протечку и контакт должным образом.
По нашему опыту, единственное, что можно с уверенностью сказать про любой набор запчастей – в нем всегда будет чего-нибудь недоставать. Невозможно таскать с собою абсолютно все на случай любой катастрофы, но изобретательность и воображение часто помогают восполнить недостачи. Мудрость снабженца не в том, чтобы абсолютно все взять, а в том, чтобы не набрать ненужного. Избыточные запасы только мешают найти необходимое, парусный спорт это упражнение в минимализме – осознанно или нет, мы делаем выбор в момент, когда отдаем швартовы. На борту нет места сантиментам, мы берем с собою то, что нам нужно. Поэтому начните сборы в дорогу с выкидывания всего, без чего вы сможете обойтись, и вы поймете, что же вам действительно необходимо. Я начну с тех самых гаечных ключей.